Высота дымовых труб. Ветрозащитные устройства для труб. Проверка дымоходов.

Какой высоты должна быть дымовая труба.

Для обеспечения поступления свежего воздуха в топку и отведения продуктов сгорания иногда бывает недостаточной по высоте труба, рассчитанная по количеству этажей дома.

1. Высота дымовых труб.

Высоту дымовой трубы часто определяет уже сама высота здания, однако эффективная высота при использовании твёрдого и жидкого видов топлива не может быть менее 5 м.

Наименьшая высота дымовой трубы для печей на твёрдом топливе для скатных крыш показана на рис.1.

Наименьшая высота трубы для печей на твёрдом топливе.
Наименьшая высота трубы для печей на твёрдом топливе

1- дымовая труба: 2- печь; 3- колосниковая решётка; 4- прочистка.

Необходимо возводить трубу такой высоты, чтобы её эффективная тяга могла перекрыть потребности топки поддувала, а также потери на сопротивление потоку подсоса свежего воздуха в топку даже при самых неблагоприятных погодных условиях.

Эффективную высоту трубы можно определить расчётом вертикальной разности отметок плоскости колосников в печи и верхнего обреза трубы над крышей и по тяге, возникающей из-за разности в плотностях холодного и горячего потоков.

Наиболее эффективной является труба с гладкой внутренней поверхностью и теплоизолированными стенками.

В случае применения отопительного устройства на жидком топливе высоту трубы измеряют от отметки горелки.

При газовом отоплении, если в дымоходе имеется одно колено (изгиб дымохода), высота трубы быть не менее 2 м, если 2 колена, - не менее 3 м, считая от нижней плоскости тягопрерывателя.

Если имеется много колен, то между тягопрерывателем и первым коленом расстояние (по вертикали) должно быть не менее 3D.

Высоту дымовых труб, считая от колосниковой решётки до устья, следует принимать не менее 5 м.

В бесчердачных зданиях при условии обеспечения устойчивой тяги высота дымовых каналов может быть принята менее 5 м.

Высоту дымовых труб, размещаемых на расстоянии, равном или большем высоты сплошной конструкции, выступающей над кровлей, следует принимать (рис.2):

  1. не менее 500 мм - над плоской кровлей;
  2. не менее 500 мм - над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5 м от конька или парапета;
  3. не ниже конька кровли или парапета - при расположении дымовой трубы на расстоянии от 1,5 до 3 м от конька или парапета;
  4. не ниже линии, проведенной от конька вниз под углом 10° к горизонту, - при расположении дымовой трубы от конька на расстоянии более 3 м.

Дымовые трубы следует выводить выше кровли более высоких зданий, пристроенных к зданию с печным отоплением.

Высота дымовых труб (дымовых каналов) над крышей здания устанавливается в зависимости от расстояния их от конька по горизонтали.

Высота дымовых труб над крышей дома в зависимости от ската кровли показана на рис.2.

Высота дымовой трубы в зависимости от ската кровли.
Высота дымовой трубы в зависимости от ската кровли

1- дымовая труба; 2- воротник трубы; 3- фартук оголовка трубы; 4- скат крыши.

В месте вывода ствола дымовой трубы над кровлей на трубном стояке выкладывают напуск кирпича (рис.2 поз.2), препятствующий проникновению осадков на чердак через зазор между трубой и кровлей. Стальной лист кровли подводят под напуск трубы и загибают кверху.

Наружная поверхность дымовой трубы, расположенной выше кровли, должна быть оштукатурена цементным раствором толщиной 20…30 мм ( в целях пожарной безопасности), а в пределах чердака - теплым раствором.

В пределах чердака наружные стенки дымоходов должны быть побелены (так проще определить протечку дыма в щелях кладки трубы для ремонта и в целях пожарной безопасности).

Высоту вытяжных вентиляционных каналов, расположенных рядом с дымовыми трубами, следует принимать равной высоте этих труб.

В зданиях с печным отоплением:

  1. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ устройство вытяжной вентиляции с искусственным побуждением, не компенсированной притоком с искусственным побуждением;
  2. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ отвод дыма в вентиляционные каналы и установка вентиляционных решёток на дымовых каналах.

Дымовые каналы НЕ ДОЛЖНЫ находиться в зоне ветрового подпора.

Вывод дымовых каналов из зоны ветрового подпора производится наращиванием только при наличии теплового расчёта дымохода, подтверждающего целесообразность наращивания.

Требования к верхнему обрезу дымохода трубы в зоне ветрового подпора показаны на рис.3.

Требования к дымоходу в зоне ветрового подпора.
Требования к дымоходу в зоне ветрового подпора

1- оголовок дымовой трубы; 2- кровельная сталь фартука оголовка; 3- дымовая труба; 4- напуск кладки трубы; 5- кровля дома с трубой; 6- крыша соседнего дома.

Наиболее эффективной является труба с гладкой внутренней поверхностью и теплоизоляционными стенками- вне зависимости от твёрдости материала.

Часть тяги, возникающей из-за разности температур, расходуется на преодоление тёплым потоком сопротивления холодного воздуха движению.

Толщина кладки стенок дымовой трубы обычно выполняется в 1/2 кирпича (120 мм).

Более тонкие стенки трубы быстро нагреваются и быстро остывают, что приводит к образованию конденсата, который со временем пропитывает печную кладку насквозь, она становиться сырой, тяга снижается, а кладка быстро разрушается.

Сильное охлаждение продуктов сгорания в тонкостенной трубе ухудшает тягу трубы, что снижает эффективность горения топлива и приводит к его перерасходу.

Труба по возможности не должна попадать в наружную стену, чтобы не "обогревать атмосферу", не должна проходить через холодное, неотапливаемое помещение.

Первым признаком того, что тяга мала, является закопчённость топки и дымохода, а также чёрный цвет дыма, выходящего из трубы. Пламя в топке в таком случае имеет тёмно-красный цвет.

Поэтому целесообразно разжигать печь сухим, быстро и хорошо горящим топливом, чтобы производство тепла было быстрым и достаточным для прогрева воздуха в дымоходе, что будет способствовать и поступлению в топку необходимого для горения для горения богатого кислородом воздуха.

 

2. Ветрозащитные устройства для дымовых труб.

Часто возникает дымление печи от задувания устья трубы сильным ветром.

Для снижения воздействия ветра, способного нарушить тягу в дымоходе, служат специальные приспособления, устанавливаемые в оголовках дымовых труб - флюгеры и дефлекторы.

 

2.1. Флюгеры для дымовых труб.

Флюгер представляет собой подвижный прибор, изменяющий своё положение таким образом, что закрывая со стороны ветровой нагрузки выходное отверстие трубы, он в то же время оставляет другую сторону дымовой трубы открытой и свободной для выхода газов.

Варианты ветрозащитных устройств для оголовков дымовых труб показаны на рис.4.

Ветрозащитные устройства для дымовых труб.
Ветрозащитные устройства для дымовых труб

Вариант-А: флюгер:
1- полуцилиндр; 2-коническая крышка; 3- полотно; 4- ось; 5-подпятник;
Вариант-Б: дефлектор конструкции Вольперта:
1- нижний стакан; 2- верхний стакан; 3- крышка;
Вариант-В: дефлектор конструкции Григоровича:
1- верхний стакан; 2- крышка;
Вариант-Г: крепление дефлектора в кладке трубы.

На рис.4 (вариант-А) показана одна из конструкций флюгера, состоящего из стального полуцилиндра (рис.4-А поз.1), накрытого сверху конической крышкой (рис.4-А поз.2) с полотном флюгера (рис.4-А поз.3).

Полуцилиндр (рис.4-А поз.1) скреплён со свободно вращающейся осью (рис.4-А поз.4), опирающейся на подпятник (рис.4-А поз.5).

Под воздействием ветра полотно поворачивает полуцилиндр выпуклой стороной в сторону ветра, предупреждая задувание его в выходное отверстие.

В то же время ветер, скользя вдоль наружных стенок полуцилиндра, подсасывает газы из трубы.

Существует много других конструкций флюгеров, однако всем им присущ главный недостаток, заключающийся в том, что все их вращающиеся части быстро выходят из строя из-за коррозии металла и засорения пазов вращения.

В зимнее время на металлических частях флюгеров образуется конденсат, который замерзает в местах вращения и исключает тем самым работу флюгера.

Всё это делает флюгеры малопригодными для использования в суровых климатических условиях.

 

2.2. Дефлекторы для дымовых труб.

В качестве ветрозащитных устройств обычно применяют дефлекторы, действие которых также основано на явлении подсоса газов из дымоходных труб с помощью ветра, направление которого изменяется дефлекторами в сторону, благоприятную для движения газов по дымоходам.

Один из наиболее распространённых дефлекторов показан на рис.4 (вариант-Б). Он состоит из двух стаканов - нижнего цилиндрического (рис.4-Б поз.1) и верхнего расширенного книзу (рис.4-Б поз.2), соединённых между собой способом насадки. Над верхним стаканом прикреплена крышка (рис.4-Б поз.3).

На верхней части каждого стакана имеются кольцевые отбои, предназначенные для изменения направления движения ветра (отключают его от вертикального направления).

Поверхности дефлектора расположены таким образом, что при любом направлении ветер не только не препятствует выходу газов из дымохода, но даже помогает ему, подсасывая их через верхнее или нижнее кольцевое пространство, как показано стрелками на рис.4 (вариант-Б):

  1. При действии ветра сверху вниз газы подсасываются через нижнее кольцевое отверстие.
  2. При обратном направлении ветра - через верхнее кольцевое пространство.
  3. Наконец при горизонтальном направлении ветра газы подсасываются ветром через оба отверстия.

Дефлектор действует менее эффективно при движении ветра снизу вверх так как он отражается от крышки дефлектора в сторону, обратную движению газов (этот недостаток в той или иной мере присущ вообще всем дефлекторам).

Для устранения этого недостатка крышку дефлектора рис.4 (вариант-В) выполняют из двух конусов, соединённых между собой основаниями.

Такая форма улучшает действие дефлектора.

 

2.3. Крепление дефлекторов к дымоходам.

Дефлекторы и флюгеры изготавливают обычно из стали и чугуна. Предпочтительней стальные изделия как более лёгкие.

Однако учитывая неблагоприятные условия эксплуатации этих устройств - переменная влажность и температуру окружающего воздуха и повышенную опасность коррозии, - весьма желательно использовать для их изготовления качественную котельную сталь (или близкую её по свойствам) достаточной толщины.

Крепление дефлекторов обычно круглого сечения к квадратным иди прямоугольным дымоходам выполняется переходными патрубками, а на дымоходах большого сечения к дефлекторам приклёпывают специальные ножки из полосовой стали, которые прочно заделывают непосредственно в кладку трубы рис.4 (вариант-Г).

Для удобства заделки ножек в кладку нижняя их часть устроена в виде самостоятельного таганчика, скреплённого с ножками дефлектора болтами с гайками. Кольца служат для скрепления ножек в общий таганчик.

Переход от квадратной формы трубы к круглому сечению дефлектора выполняется за счёт постепенного напуска кладки.

Следует заметить, что флюгеры и дефлекторы можно применять для печей, работающих на твёрдом топливе.

При сжигании газов их устанавливать НЕЛЬЗЯ, так как на них конденсируются водяные пары.

Это может вызвать образование наледей.

Для газифицированных печей на оголовках круглых труб устанавливают зонты упрощенной конструкции.

 

 

3. Проверка дымоходов.

В процессе эксплуатации техническое состояние дымовых каналов отопительных печей проверяют 1 раз в год (перед началом отопительного сезона).

Проверку каналов отопительно-варочных печей - 3 раза в год (перед началом отопительного сезона, в середине его и весной с наступлением оттепели).

Дымоходы проверяют на:

  1. Отсутствие трещин на наружной поверхности, сажи и смолы на внутренней поверхности.
  2. Отсутствие завалов и наличие нормальной тяги.
  3. Плотность заделки и обособленность дымовых каналов, наличие и исправность огнестойких разделок дымохода от сгораемых конструкций зданий.
  4. Исправность оголовка дымохода и его расположение вне зоны ветрового подпора.

Проверка дымоходов на плотность, обособленность, отсутствие завалов и наличие тяги производится следующим образом:

  1. Проверкой задымлением обособленного канала дымохода, для чего в кармане канала сжигают материалы, дающие большое количество дыма (ветошь, полоски толя, смолистые вещества, обрезки шин и т.п.).
  2. При этом выходное отверстие канала дымохода над крышей плотно закрывают. Появление дыма в смежных с дымоходом каналах или в примыкающих к дымоходу помещениях свидетельствует о неплотности или необособленности дымохода.

Проверка дымоходов на завалы:

  1. Выявляется опусканием на всю длину канала специального шара диаметром 100-110 мм. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить стенки канала.
  2. Если шар свободно проходит до нижнего отверстия канала, то завалы в нём отсутствуют.

Проверка дымоходов на наличие тяги:

  1. Наличие тяги в дымовых каналах печи определяют с помощью узкой полоски бумаги, подносимой к смотровому отверстию топки.
  2. Отклонение бумаги в сторону топки свидетельствует о наличии тяги.

Кроме того, в зимнее время не реже 1 раза в месяц, а в районах с холодным климатом 2 раза в месяц лица ответственные за отопление, домовладельцы, должны лично производить осмотр оголовков дымоходов газифицированных печей с целью предотвращения обмерзания и закупорки устьев дымоходов.

 

Ссылки на СНиП и ГОСТ

Печное отопление следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 2.01.01-82 "Печное отопление", СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" и СНиП 41.01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" и МДС 40-2.2000.

При реконструкции или капитальном ремонте оборудования жилого дома следует соблюдать требования СНиП и ВСН 61-89(р).

Выбор материалов и изделий для замены и ремонта систем инженерного обеспечения должен производиться в соответствии с положениями ВСН 40-84 (р) "Госгражданстрой".

При устройстве печного отопления следует руководствоваться СНиП 2.04.05-91* и "Правилами производства работ и ремонта печей, дымоходов и газоходов".

Строительные материалы и технология выполнения работ должны соответствовать требованиям "Указаний по трубочистнопечным работам, производимым организациями Всероссийского добровольного пожарного общества".