Ремонт и содержание автодорог. Учёт состояния и паспортизация автодорог.

Автомобильная дорога- это комплекс сложных и дорогостоящих инженерных сооружений, без которых не может работать автотранспорт, перевозящий около 80% грузов страны.

Транспортная сеть влияет на размещение производственных сил, освоение новых районов и природных богатств, способствует повышению эффективного использования местных ресурсов и сельскохозяйственных угодий.

 

1. Ремонт и содержание автодорог.

Чтобы народное хозяйство работало в нормальных условиях, необходимо иметь 500…600 км автомобильной дороги на 1 тыс. км² территории.

В настоящее время автодорожная сеть Российской Федерации составляет менее 100 км на 1 тыс. км² территории.

Для сравнения, в Испании- 260, в Польше- 980, во Франции- 2420 км на 1 тыс. км².

От сложности дорожной сети и её качества зависит эффективность использования автотранспорта и безопасность дорожного движения.

Источники финансирования затрат на капитальный, средний и текущий ремонт и содержание автодорог и дорожных покрытий:

  • из госбюджета- на дороги общегосударственного и республиканского значений;
  • из госбюджета и средств предприятий и хозяйственных организаций, привлекаемых к участию в дорожных работах- на дороги областного (краевого, автономно-республиканского) и местного значений.
Ремонт и содержание автодорог

Затраты по текущему ремонту и содержанию дорог осуществляются с расчётных счетов дорожных организаций в пределах лимитов, выделяемых в планах финансирования работ, утверждённых вышестоящими организациями.

 

2. Состав работ и сроки ремонта автодорог.

Классификация работ по ремонту и содержанию дорог в зависимости от характера, размеров и периодичности выполнения включает 4 дополняющих друг друга комплекса мероприятий:

  • содержание дороги;
  • текущий ремонт;
  • средний ремонт;
  • капитальный ремонт.

К содержанию дорог относят работы по поддержанию дорог в чистоте и порядке. Однако в каждый период года содержание имеет свои особенности, в первую очередь обусловленные воздействием природных факторов на дорогу в данный период.

К текущему ремонту относят работы, выполняемые в порядке предупреждения и неотложного устранения мелких деформаций и повреждений дорог и их сооружений (откосов, переходов, мостов и др.).

К среднему ремонту относят периодически выполняемые работы по возмещению изношенного покрытия и улучшению его эксплуатационных качеств- коэффициентов скольжения и ровности в соответствии с непрерывно растущими составом и интенсивностью движения. Средний ремонт производят в соответствии с данными ведомостей дефектов, а технически сложные работы- по отдельным проектам.

К капитальному ремонту относят периодически выполняемые работы по замене изношенных элементов дороги, повышению её транспортно-эксплуатационных характеристик и, в частности, увеличению прочности дорожной одежды и сооружений в пределах норм, установленных для данной категории дороги, в соответствии с требованиями непрерывно растущего движения.

Составы основных работ по отдельным видам содержания и ремонта, главным образом, дорожных одежд приведёны в табл.1.

Таблица 1. Классификация и состав основных работ по ремонту и содержанию дорог.

п /пКлас-сифи-кация работПокрытиеСостав основных работ
1234
1Содер-жание доро-ги1. Все виды покрытий.1. Очистка от пыли, грязи, снега и льда, уборка катунов и обеспы-ливание водой.
22. Щебёночные и гравийные покрытия.2. Наметание высевок (мелкого гравия), обработанных (или необрабо-танных) битумными и дёгтевыми материалами.
33. Грунтовые и гравийные покрытия, тракторные пути.3. Утюжка.
44. Устранение гололедицы и скользкости покрытия4. Посыпка песком, противогололёдными материалами и др.
55. Обеспечение проезда на пучинистых и слабых участках5. Закрытие и заделка воздушных воронок, содержание объездов, проведение внеоче-редных и аварийных работ, связанных с пучинистыми участками
66. Разметка проезжей части6. Нанесение направля-ющих линий.
7Теку-щий ре-монт доро-ги1. Все типы дорожных одежд и покрытий1. Заделка ям, трещин, выбоин, колеи (ямочный ремонт, ямочно-колейный ремонт, ремонт картами), устранения просадок, исправление кромок, бордюров; выравни-вание профилей грунтовых и гравийных дорог.
82. Щебёночные и гравийные покрытия2. Россыпь высевок и мелкого гравия, включая обработанные битумными и дёгтевыми материалами
9Сред-ний ре-монт доро-ги1. Цементо-бетонное покрытие1. Замена пришедших в негодность плит, выравни-вание плит, исправление швов; укладка в отдельных местах протяжён-ностью до 200 м выравни-вающего асфальтобе-тонного слоя
102. Асфальто-бетонное покрытие2. Укладка отдельными участками верхнего слоя асфальто-бетона и поверх-ностная обработка
113. Щебёночные (гравийные) покрытия, обработанные органи-ческими вяжущими3. Одиночная или двойная поверх-ностная обработка
124. Щебёночные (гравийные) покрытия4. Выравни-вание профиля (ремонтная профили-ровка) с добавлением щебня (гравия), одиночная или двойная поверхно-стная обработка
135. Булыжные мостовые5. Устройство поверх-ностной обработки, перемощение отдельных участков
146. Грунтовые дороги6. Выравни-вание профиля (ремонтная профилировка) с россыпью укрепляющих добавок до 300 м² на 1 км
15Капи-таль-ный ремонт1. Цементо-бетонные покрытия1. Строитель-ство асфальто-бетонного или цементо-бетонного покрытия; уширение дорожной одежды
162. Асфальто-бетонные покрытия2. Замена и усиление верхнего и нижнего слоёв асфальтобетона; в необходимых случаях с перестройкой и усилением основания на пучинистых и слабых участках; уширение дорожной одежды
173. Щебёночные (гравийные) покрытия из материала, обрабо-танного вяжущим3. Укладка нового или утолщение верхнего слоя покрытия из материала, обрабо-танного битумом или дёгтем, с перестройкой или усилением основания; укладка асфальто-бетона на одежду, исполь-зуемую в качестве основания.
184. Щебёночные (гравийные) покрытия4. Утолщение одежды щебнем (гравием), обрабо-танным битумом или дёгтем, с пере-стройкой или усилением основания, уширение, утолщение и пере-стройка одежды с поверх-ностной обработкой покрытия или без неё
195. Улучшенные гравийные дороги5. Россыпь укрепляющих добавок, гравия, дресвы, ракуше-чника, топочных и метал-лургиче-ских шлаков с обработкой верхнего слоя вяжущим; строительство основания и покрытия из грунта, обрабо-танного различными вяжущими
206. Грунтовые дороги6. Полное восстано-вление профиля, профили-рование с устройством твёрдых покрытий на трудно-проезжа-юших участках (низины, крутые уклоны, населённые пункты) с россыпью укрепляющих добавок (до 500 м² на 1 км.

Продолжи-тельность срока службы дорожного покрытия между капиталь-ными ремонтами зависит от коэф-та прочности одежды, который опреде-ляется исходя из неизбежного снижения в процессе эксплуа-тации дороги:

  • в связи с повышением грузоподъ-ёмности автомобилей,
  • увеличением интенсивности движения,
  • воздействием природных факторов, ухудшающих состояние проезжей части.

Для назначения капиталь-ного ремонта критерием служит также состояние, при котором прочность дорожной одежды настолько мала, что становится невоз-можным или неэконо-мичным поддерживать эксплуа-тационные качества на требуемом уровне только текущими и средними ремонтами.

Состояние дорог

Опыт службы дорожных одежд с различными типами покрытий и технико-экономические расчёты показали, что потребность в капитальном ремонте возникает, когда коэффициент прочности одежды снижается до значений, указанных в табл.2.

Таблица 2. Значения коэффициента запаса прочности дорожной одежды, при которых требуется капитальный ремонт.

п /пКа-те-го-рия до-рогиМатериал покрытияКоэф-фици-ент запа-са проч-ности оде-жды к концу меж-ремон-тного срока
1234
1I, IIАсфальтобетон I марки1,00
2Асфальтобетон II марки0,94
3IIIАсфальтобетон III марки, дёгтебетон, каменные материалы, обработанные вязким битумом, битумной эмульсией и цементом0,90
4Каменные материалы, обработанные вязким битумом по способу полупропитки0,85
5Каменные материалы, обработанные органическим вяжущим способом смешения на дороге, щебёночные и гравийные покрытия с поверхностной обработкой0,80
6IVПокрытия из щебня прочных пород, устраиваемые по способу заклинки; покрытия из малопрочных каменных материалов, укреплённых вяжущими; покрытия из гравия прочных пород0,60
7VЩебёночно- гравийно-песчаные смеси, малопрочные каменные материалы, шлаки; грунты, укреплённые местными малоактивными веществами; то же, улучшенные местными материалами.0,60

Срок службы дорожного покрытия между средними ремонтами определяется расчётами исходя из интенсивности движения и неравномерности износа (истирания) покрытия и ухудшения его ровности под действием колёс транспортных средств.

Потеря шероховатости покрытия, зависит главным образом от состава и интенсивности движения по дороге, способности каменного материала, образующего шероховатую поверхность, противостоять шлифующему действию шин.

Применяемые в настоящее время материалы обеспечивают срок службы шероховатой поверхности покрытий на дорогах I-III категорий 2…3 года в зависимости от интенсивности движения.

Таблица 3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий.

п /пДорож-ная одеж-да и покры-тиеКа-те-го-рия до-ро-гиНа-чаль-ная при-ве-дён-ная к рас-чёт-но-му ав-то-моби-лю ин-тен-сив-ность дви-же-ния, авто/ суткиСроки между ремонтом, годы, в зависимости от ежегодного роста интенсивности движения равном
1,051,101,15
капи-таль-нымсред-нимкапи-таль-нымсред-нимкапи-таль-нымсред-ним
12345678910
АДорож-ные одежды капи-таль-ного типа******
1Це-менто-бетонI, II1000251223112010
2300023112010189
350002010189168
4Ас-фальто-бетон I маркиI, II1000168126105
5300014610584
650001249473
7Ас-фальто-бетон II маркиIII500179137104
875015711693
915001359582
БДорож-ные одежды облегчён-ного типа******
10Ас-фальто-бетон III маркиIII50015811694
117501369573
1215001057462
13Дёгте-бетонIII50013710584
147501168463
15150856352
16Дёгте-бетонIII10013710584
175001168163
18750856352
Примечание:
Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежёстких дорожных одежд и покрытий, ВСН 4-88 Минавтодор РФ Москва, ЦБНТИ Минавтодора РФ, 1988г.

На дорогах с капитальными и облегчёнными одеждами сроки между ремонтами в зависимости от интенсивности движения на полосе в первый год после строительства, капитального или среднего ремонта составляют:

  • при интенсивности движения до 1500 авто/сутки- 8 лет;
  • при интенсивности движения 1500…2500 авто/сутки- 6 лет;
  • при интенсивности движения 2500…4500 авто/сутки- 4 года;
  • при интенсивности движения 4500…6500 авто/сутки- 3 года;
  • при интенсивности движения 6500 авто/сутки- 2 года.

Работоспособность дороги (главным образом дорожной одежды) - основной технико-экономический показатель, характеризующий полезную работу за время её службы.

Полной работоспособностью дороги (дорожной одежды) называют количество тонн брутто груза или тонно-километров (тн/км), пропущенных за период от сдачи дороги в эксплуатацию до среднего ремонта или между средними ремонтами.

Вывод -

И давайте будем смотреть не "на устаревшие" СНиПы (как любят сейчас говорить те, кто с ними реже всего работает), а на сами сроки исполнения ремонта:

  1. Сколько лет назад выполнялся капитальный ремонт данной дороги?
  2. Сколько денег выделено на капремонт дорог по графику интенсивности её использования?
  3. Сколько денег освоено местной властью на капремонт дорог по графику капремонта?

А уже затем будем проверять качество работ- почему через 2 года требуется для данного участка дороги не ямочный ремонт, а снова капитальный?

Давайте скажем прямо- деньги, сроки и капремонт дорог- есть исполнение графиков? И только потом ямочный ремонт.

Если в местных бюджетах будут отсутствовать графики исполнения ремонта дорог с выделением средств- тогда и спросить не с кого. А это и есть сама яма на дорогах.

 

 

3. Учёт состояния и паспортизация автомобильных дорог.

Паспортизация автомобильных дорог и технический учёт включают сплошную инвентаризацию дорог, проводимую один раз в 8…10 лет, и ежегодную их паспортизацию.

Техническую инвентаризацию проводят по всем дорогам общего пользования, на которые отсутствуют технические паспорта или данные технические паспорта требуют уточнения.

При технической инвентаризации (паспортизации) уточняют:

  1. перечень дорог общего пользования,
  2. их наименование и протяжённость,
  3. устанавливают или уточняют геометрические параметры дорог;
  4. определяют тип и состояние покрытий дорог, оценивают прочность дорожных одежд;
  5. проводят инвентаризацию мостов, путепропроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений,
  6. учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения,
  7. проводят учёт и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки,
  8. собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств,
  9. устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.

Учёт и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Основными элементами, подлежащими техническому учёту, являются:

  1. состояние полосы отвода под дороги;
  2. состояние земляного полотна;
  3. состояние проезжей части, искусственных сооружений, зданий дорожной службы, дорожных инженерных устройств, зданий автотранспортной службы и обстановка дороги.

Работы по техническому учёту и паспортизации разделяются на полевые и камеральные:

1. К полевым работам относят:

  1. натуральные обследования,
  2. обмер дорог и дорожных сооружений.

Сроки обследования дорог устанавливают в соответствии со сроками паспортизации и инвентаризации. Технический учёт и паспортизацию вновь построенных или реконструированных дорог проводят не позднее чем через полгода после утверждения актов государственной приёмочной комиссией.

2. К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований и при этом оформляют следующие документы технического учёта:

  1. технический паспорт с линейным графиком;
  2. карточку на мост (путепровод);
  3. карточку на трубу, на служебное, производственное и жилое здание;
  4. ведомости наличия и технического состояния мостов (путепроводов), тоннелей, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, переходно-скоростных полос, дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств, озеленения, тротуаров и пешеходных дорожек, укрепления обочин, съездов;
  5. ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них, а также полевой журнал обследования дорожной одежды.

В состав документов технического учёта участков грунтовых дорог местного значения входят только линейный график и карточки на мосты (путепроводы).

Учёт состояния и паспортизация автомобильных дорог

Качество покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учётом данных сезонных осмотров или детальных обследований дорог по трехбалльной системе (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Толщину дорожной одежды определяют в трёх местах на каждом поперечнике из расчёта три поперечника на 1 км.

Замер с устройством лунок делают только при отсутствии технической документации.

Собранные результаты полевых обследований и сведения о состоянии дороги и сооружений на ней обрабатывают в соответствии и типовой инструкцией и заносят в паспорт, который содержит:

  1. схему автодороги, общие данные о ней,
  2. экономическую и техническую характеристики,
  3. денежные затраты и основные объёмы выполненных работ (из годовых отчётов),
  4. линейный график.

На схеме паспорта дороги указывают точную привязку к километражу дорог, пересечения с автомобильными и железными дорогами, водотоками и границы административного деления.

Может поэтому только и выполняется чаще текущий ремонт (латание дыр) на автодорогах.

Но ведь надо в установленные сроки капитально (профессионально) ремонтировать дороги, тогда и дыры придется реже латать.

 

Ссылки на СНиП и ГОСТ

Строительство новых и реконструкция существующих автодорог общего пользования и ведомственных выполняется в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84.

Разбивка земляного полотна автодорог выполнятется в соответствии с требованиями СНиП 3.01.03-84. В нескальных грунтах выемку разрабатывают в соответствии с требованиями СНиП III-8-76. Плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной требованиями СНиП 2.05.02-85.