Ремонт труб и радиаторов системы отопления.

Ремонт и замена деталей и узлов систем центрального отопления в жилых домах должны выполняться с учётом фактического их состояния, определяемого методами визуального и инструментального обследования.

Основными неисправностями систем центрального отопления являются понижение температуры в отапливаемой квартире по сравнению с расчётной и нарушение герметичности элементов систем.

Система центрального отопления должна обеспечивать расчётную (нормативную), температуру воздуха в квартире, например, в комнатах- не ниже 18°С, в кухне- не ниже 15°С.

Указанные значения температуры должны поддерживаться подачей теплоносителя в исправной системе отопления.

 

1.1. Типы чугунных радиаторов отопления.

Отопительные чугунные радиаторы центрального отопления изготавливают сборными батареями из двухканальных секций. Они бывают общего назначения (М-140, М-140-АО) и малой глубины (РД-90С).

Радиаторы центрального отопления (ГОСТ 8690-75) секционные двухканальные из чугунного литья показаны на рис.1.

Радиаторы системы отопления чугунные секционные.
Радиаторы системы отопления чугунные

1- габариты радиатора центрального отопления секционного двухканального из чугунного литья; 2- средний радиатор М-140; 3- тоже М-140-АО; 3- низкий радиатор М-140-АО-300; 4- средний радиатор малой глубины РД-90С; 5- тоже М-90.

В зависимости от расстояния между центрами ниппельных отверстий различают радиаторы высокие (h1=1000 мм), средние (h1=500 мм) и низкие (h1=300 мм). Заводы выпускают средние и в ограниченном количестве низкие радиаторы.

Каждый радиатор снабжается 2 глухими пробками с левой резьбой и 2 пробками с резьбовыми отверстиями под трубопровод отопления dу=15 мм (или dу=20 мм по требованию заказчика).

Пробки и ниппели для чугунных радиаторов центрального отопления показаны на рис.2.

Пробки и ниппели для чугунных радиаторов.
Пробки и ниппели для чугунных радиаторов

1- выступ под радиаторный ключ 36 или 55 мм; h- общая длина 36 или 25 мм выступа под ключ; h1- длина грани 20 или 9 мм.

Размеры пробок и ниппелей для отопительных чугунных радиаторов центрального отопления приведены в табл.1.

Таблица 1. Размеры радиаторных пробок и ниппелей.

п/пРазмер пробки под ключ Shh2
1234
1363620
255259

Радиаторы испытывают на заводе-изготовителе гидравлическим давлением 9 кгс/см². Они же рассчитаны на рабочее давление 6 кгс/см².

 

1.2. Разборка-сборка труб системы отопления.

Для разборки труб самым радикальным средством является нагрев. Для нагрева используют обычно паяльную лампу или газовую горелку.

При разборке системы отопления из стальных труб снятие креплений и разборку труб проводят в местах резьбовых соединений.

Резьбовые соединения труб выполняют с помощью сгонов. При этом одна из соединяемых (разбираемых) труб должна иметь резьбу такой длины, чтобы на неё можно было навернуть контргайку и муфту.

Разборка-сборка трубопровода системы водяного отопления с помощью сгонов показана на рис.3.

Разборка-сборка трубопровода системы отопления с помощью сгонов.
Разборка сборка трубопровода системы отопления с помощью сгонов

А, Б, В- монтажные схемы узлов: 1- труба водогазопроводная dу=20мм; 2- тоже dу=15мм; 3- сгон dу=20мм; 4- муфта прямая короткая dу=20мм; 5- контргайка dу=20мм; 6- кран двойной регулировки dу=20мм; 7- кран типа Маевского; 8- пробки радиаторные правые dу=32х20мм; 9- пробка радиаторная левая dу=32х15мм; 10- пробка радиаторная левая глухая dу=32мм; 11- стакан h=60 мм под трубы dу=20мм.

В двухтрубной системе с нижней разводкой для сбора воздуха используются отопительные приборы на верхнем этаже с подключением расширительного бака в насосную систему.

После стыкования труб муфту (рис.3 поз.4) сгоняют с длинной резьбой на короткую резьбу присоединяемой трубы системы отопления.

Для обеспечения плотности соединения около муфты, со стороны длинной резьбы, наматывают жгут из льняного волокна, который затем прижимают контргайкой.

Разъём соединения производят в обратном порядке.

Для облегчения развинчивания муфт, гаек и сгонов трубопровод в местах соединений простукивают и при необходимости выжигают уплотняющий материал с помощью паяльной лампы.

Трубопроводы из ст. проржавевших труб, непригодных для повторного использования, снимают укрупнёнными звеньями, без разъединения в стыковочных узлах.

Все демонтируемые элементы системы (нагревательные приборы системы отопления, запорная и регулирующая арматура и т.п.) сортируют, ремонтируют и доукомплектовывают для возможного их использования повторно.

Разборные соединения на трубопроводах следует выполнять в минимальных количествах в местах установки арматуры и там где это необходимо по условиям сборки. Такие соединения трубопроводов, а также ар-ра должны находиться в местах, доступных для обслуживания.

При разборке ремонтируемых участков трубопроводов следует предохранять трубы от повреждений, особенно при расчеканке сгонов.

В местах сгонов труб следует предварительно сжечь паяльной лампой краску на резьбе или счистить её ножом и шилом, а оставшееся уплотнение у торцов муфты развернуть и удалить.

В зависимости от диаметра трубы для прогрева места соединения фитинга с трубой потребуется от 15…20 минут до 1 часа.

При нагревании надо периодически поворачивать трубу, чтобы уплотнение выгорело между фитингом и трубой со всех сторон. Затем следует несколько раз ударить молотком по фитингу и по трубе, отделяя окалину и перегоревшие частицы уплотнения.

Если труба с загибом, то можно положить её на землю и трубным ключом открутить фитинг. Если же труба прямая, и не имеется прижима или тисков, то можно воспользоваться вторым трубным ключом. Но в этом случае Вам потребуется помощник.

Демонтаж системы отопления включает в себя работы по разборке трубопроводов, подводящих и отводящих теплоноситель к батареям труб, разборку и разгруппировку (при необходимости замены уплотнений) радиаторных секций.

При обнаружении неплотностей в резьбовых соединениях, необходимо заменить уплотнители. Отдельные трещины, отверстия и свищи на трубах заделывают с помощью электродуговой или газовой сварки.

При ремонте должны быть устранены все прогибы труб (их выправкой либо переустановкой и усилением креплений).

Выправка труб до d=32 мм производиться в холодном виде, более d=32 мм - в горячем.

Отдельные трещины и отверстия на трубопроводах заваривают дуговой или газовой сваркой. При течи на трубопроводе над отдельными щелями устанавливают хомуты, заваривают или заменяют отдельные участки труб от соединения к соединению.

Трубопроводы из стальных сильно корродированных труб, непригодных к дальнейшему использованию, демонтируют укрупнёнными звеньями с резкой труб.

 

2. Перегруппировка чугунных радиаторов системы отопления.

При разборке старых зданий или при замене неисправных чугунных батарей их, как правило, выбрасывают.

Однако такие батареи после перегруппировки, если в этом есть необходимость, промывки и испытания на герметичность (опрессовки) могут быть снова использованы в системе отоплении малоэтажного инд. дома.

Ремонт нагревательных приборов, секций радиаторов газовой сваркой должен выполняться в спец.мастерских.

В системах, получающих тепло от ТЭЦ, установка отремонтированных секций радиаторов и др. нагревательных приборов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

 

2.1. Демонтаж и монтаж радиаторов отопления.

До начала демонтажа систему отопления отключают от питающих коммуникаций. Воду из системы центрального отопления спускают.

Систему трубопровода отопления демонтируют сверху-вниз, начиная со снятия расширительного бака (при инд. отоплении). Одновременно демонтируют запорные краны.

Радиаторы центрального отопления перед снятием отсоединяют от трубопроводов, а после демонтажа (для удобства переноски) разбирают на секции, не превышающие по массе 80 кг.

Наиболее трудоёмким процессом при перегруппировке чугунных радиаторов является работа по разборке батарей, бывших в употреблении.

Демонтаж и монтаж радиаторов системы водяного отопления показаны на рис.4.

Демонтаж и монтаж радиаторов системы водяного отопления.
Демонтаж и монтаж радиаторов системы водяного отопления

1- отрезка трубы теплосети; 2- демонтаж радиатора; 3- радиаторная батарея; 4- радиаторная пробка; 5- стык двух секций радиатора через прокладку; 6- сборочный ниппель; 7- выступ под радиаторный ключ; 8- радиаторный ниппельный ключ.

Разборку находящихся в эксплуатации радиаторных секций (рис.4 поз.1) производят с применением разогрева их паяльной лампой.

Разбираемый стык (рис.4 поз.5) подогревают паяльной лампой. На ближайшие стыки, не подлежащие разборке, кладут мокрую тряпку. При разборке не бывших в употреблении радиаторных батарей прогрев стыков, как правило, не требуется.

Окончательно разъединяют батареи чередующимися вращениями ниппелей (рис.4 поз.6).

Свидетельством того, что стык (рис.4 поз.5) двух секций батареи разъединен, является характерный щелчок.

В состав работ при ремонте радиаторов входят следующие операции:

А. Снятие радиатора –
  1. отсоединение радиатора и 2-х сгонов от трубопровода отопления (рис.4 поз.1);
  2. снятие радиатора с места крепления (рис.4 поз.2);
  3. снятие прибора вместе со сгонами с места крепления (рис.4 поз.3).
Б. Прочистка и промывка радиаторов –
  1. прочистка и промывка радиатора;
  2. установка радиаторов на место крепления и присоединение радиатора к трубопроводу отопления; выверка радиатора по горизонтали и вертикали после установки.
В. Присоединение секций -
  1. с ввёртыванием радиаторных пробок и намоткой льняной пряди на сурике.

После сборки радиаторов проводится их гидравлическое испытание.

 

2.2. Боковые и торцевые пробки в радиаторе.

Для того, чтобы изъять неисправную секцию (рис.5 поз.1) из батареи, необходимо с одной стороны радиатора вывернуть пробки (рис.5 п.2).

Боковые и торцевые пробки радиатора закручивают трубным рычажным ключом.

Боковые и торцевые пробки в сборе с радиатором показаны на рис.5.

Боковые и торцевые пробки в сборе с радиатором.
Боковые и торцевые пробки в сборе с радиатором

1- труба теплосети dу=20мм; 2- секция радиаторная; 3- сборочный ниппель dу=32мм; 4- стык двух секций радиатора через прокладку; 5- пробка радиаторная левая глухая dу=32мм; 6- пробка радиаторная правая с отверстием dу=32х20мм; 7-контргайка dу=20мм; 8- рычажной трубный ключ.

Пробки радиатора могут иметь правую или левую резьбу. В силу этого необходимо пробовать отвернуть их, проворачивая как в правую, так и в левую сторону.

При отворачивании пробок трубным ключом требуются значительные усилия.

Пробки радиатора бывают глухие и с ниппелем. По направлению резьбы на вывернутой пробке (рис.5 поз.5 и 6) необходимо определить направление вращения ниппеля (рис.5 поз.3) при разъединении секций (рис.5 поз.2) батареи.

Если пробка (рис.5 поз.6) имеет правую резьбу, то для разъединения секций ниппель (рис.5 поз.3) необходимо вращать влево, а при левой резьбе- вправо.

Т.е. пробка радиатора имеет резьбу противоположную по направлению резьбе ниппеля.

 

 

2.3. Соединение ниппелями радиаторных секций.

Радиаторные секции, имеющие трещины в ниппельных шейках (рис.2 поз.1), ремонту не подлежат.

Сборку радиаторных батарей осуществляют на деревянном щите, расположенном на уровне стола.

При демонтаже для увеличения момента при откручивании ниппелей (рис.4 поз.6) в ушко ключа (рис.4 поз.8) вставляют лом, а для фиксации батарею (рис.4 поз.3) кладут на пол и нагружают сверху балластом или на неё становится человек.

Собирают радиаторные батареи из отдельных секций, в приборы требуемой поверхности нагрева, на ниппелях из ковкого чугуна с прокладками, материал которых зависит от вида и параметров теплоносителя:

  1. из термостойкой резины толщ.1,5 мм при температуре теплоносителя до 130°С;
  2. из паронита толщ.1…2 мм при температуре теплоносителя до 150°С.

Уплотнение стыков (рис.4 поз.5) радиаторных секций (батарей) выполняют на прокладках толщ. до 1,5 мм.

Прокладки изготавливают из паронита или резины толщ. до 1,5 мм. Возможно использование прокладочного картона, смоченного в воде и проваренного в натуральной олифе.

Прокладки (рис.4 поз.5) не должны выступать за поверхность шеек радиаторов.

Верхние грани секций собранного радиатора следует располагать в одной плоскости с допуском не более ±3 мм.

Секции радиаторов соединяют между собой ниппелями (рис.2 и рис.4 поз.6) из ковкого чугуна, имеющими наружную правую и левую резьбу и внутри два выступа (рис.2 поз.1 и рис.4 поз.7) для ключа (рис.4 поз.8).

Резьба на ниппелях (рис.4 поз.6) и в гнёздах секций должна быть полной (не разбитой), выступы под ключ во внутренней полости ниппелей не должны иметь сколов или уменьшения высоты.

Главным условием правильной сборки радиатора является равное ввёртывание в секции ниппелей.

С этой целью отдельные секции (рис.4 поз.3) укладывают на щит, сдвигают и между ними устанавливают ниппели (рис.4 поз.6) с предварительно надетой на них прокладкой (рис.4 поз.5).

На наружной поверхности ниппеля (рис.4 поз.6) нарезаны правая и левая резьбы по 16 мм каждого направления. Соответственно на одной из сторон радиаторной секции гнёзда имеют правую резьбу, а на другой стороне - левую.

Такая конструкция даёт возможность при проворачивании ниппеля (рис.4 поз.6) в одну сторону притягивать секции (рис.4 поз.3) одна к другой, а при проворачивании ниппеля в другую сторону - разъединять их.

Демонтаж и монтаж радиаторов системы водяного отопления показаны на рис.4.

Демонтаж и монтаж радиаторов системы водяного отопления.
Демонтаж и монтаж радиаторов системы водяного отопления

1- отрезка трубы теплосети; 2- демонтаж радиатора; 3- радиаторные секции в батарее; 4- радиаторная пробка; 5- стык двух секций радиатора через прокладку; 6- сборочный ниппель; 7- выступ под ключ; 8- ниппельный ключ.

Диаметр ниппеля для всех типов радиаторов составляет 32 мм.

Каждый ниппель в секциях должны быть наживлен при вращении на 1/2 оборота.

В крайних секциях радиаторов вверху и внизу ввинчивают пробки глухие с левой резьбой или с отверстиями и правой резьбой.

Пробки с отверстиями dу=10, 15 или 20 мм служат для присоединения радиатора к теплопроводам.

Перед сборкой ниппеля опорные поверхности и резьбовые гнёзда радиаторных секций должны быть осмотрены, очищены и смазаны слоем сурика на натуральной олифе.

Для проворачивания ниппеля служат два выступа во внутренней полости. Проворачивание ниппеля производят радиаторным ниппельным ключом (рис.2).

При вращении каждого ниппеля на половину оборота они в секциях должны быть наживлены. Если наживление произведено не во всех 4-х гнездах, операцию необходимо повторить.

После наживления руками проворачивают ниппеля на 2…3 нитки, затем окончательное свинчивание секции осуществляют ниппельным ключом до упора.

В состав работ при перегруппировке радиаторов входят следующие операции:

А. Вывёртывание радиаторной пробки –
  1. ослабление завёрнутой радиаторной пробки (снятие краски и прогрев) и вывёртывание радиаторной пробки трубным ключом;
  2. очистка радиаторной пробки и секции радиатора отопления от старой прокладки и ржавчины, а также проход клуппом старой резьбы на радиаторной пробке.
Б. Ввёртывание радиаторной пробки –
  1. прочистка и проход клуппом старой резьбы на радиаторной пробке;
  2. примерка пробки по месту установки, постановка прокладки или уплотняющей пряди на сурике и ввёртывание пробки на место.
В. Перегруппировка секций радиатора -
  1. отсоединение секций с вывёртыванием радиаторных пробок;
  2. прочистка, промывка секций и очистка ниппелей;
  3. присоединение секций с ввёртыванием радиаторных пробок и намоткой льняной пряди на сурике;
  4. установка радиаторов на место крепления и присоединение радиатора к трубопроводу отопления; выверка радиатора по горизонтали и вертикали после установки.
Г. Присоединение секций -
  1. с ввёртыванием радиаторных пробок и намоткой льняной пряди на сурике.

После сборки радиаторов проводится их гидравлическое испытание.

 

2.4. Промывка и испытание радиаторов.

Сгруппированные секции подвергают тщательной промывке с последующим гидравлическим (пневматическим) испытанием и окраской за 1 раз.

Чугунные радиаторы после перегруппировки должны быть испытаны гидростатическим методом давлением 0,9 МПа (9 кгс/см²) или пузырьковым методом давлением 0,1 МПа (1 кгс/см²).

Результаты пузырьковых испытаний не являются основанием для предъявления рекламаций по качеству заводам-изготовителям чугунных отопительных приборов.

После испытания вода из блоков отопительных приборов должна быть удалена.

 

Приспособление для опрессовки собранных радиаторов.

Простейшим способом проверки собранных радиаторов является их опрессовка сжатым воздухом.

Для этого необходимо изготовить приспособление. В трубку dу=15 мм впаять ниппель от автомобильной камеры, а трубку ввернуть в радиаторную пробку.

Используя это приспособление и автомобильный насос с манометром, несложно в радиаторной батарее создать давление 1 атм и проверить её на герметичность с помощью мыльного раствора.

Системы отопления, теплоснабжения, внутреннего холодного и горячего водоснабжения, трубопроводы котельных по окончании их монтажа должны быть промыты водой до выхода её без механических взвесей.

Окраска наружной поверхности нагревательных приборов с применением алюминиевого или бронзового порошка, декоративные гальванические покрытия и прочие виды отделок, снижающие лучистую теплоотдачу радиаторов,- НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

 

Ссылки на СНиП и ГОСТ

Отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

При реконструкции или капитальном ремонте оборудования жилого дома следует соблюдать требования СНиП и ВСН 61-89(р). Выбор материалов и изделий для замены и ремонта систем инженерного обеспечения производится в соответствии с положениями ВСН 40-84(р) "Госгражданстрой".

Теплопроводы тепловых сетей подвергают в соответствии с СНиП гидростатическому испытанию давлением, равным рабочему с коэффициентом 1,25, но не менее 1,6 МПа.